Логотип iSES
 
 
 
Айсес, iSES

Технология обеспечения безопасности логистических комплексов

Как сейчас решаются вопросы безопасности комплексов

Ни для кого не секрет, что логистический центр это крупное хранилище товарно-материальных ценностей и ущерб от пожаров, техногенных катастроф, противоправных действий персонала или внешних лиц,  может достигать значительных сумм. Помимо материальных потерь в таких происшествиях существует угроза жизни и здоровью людей. Поэтому вопросы обеспечения безопасности таких комплексов требуют к себе повышенного внимания и комплексного подхода.

Для того чтобы понять, как сейчас решаются вопросы безопасности при проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации логистических комплексов необходимо представлять всех участников данного процесса.

Их краткие характеристики и отношение к вопросам безопасности приведены в таблице 1.

УЧАСТНИК
ПРОЦЕССА
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ

1.


Инвестор/заказчик
строительства


  • Финансирование строительства комплекса;
  • Контроль расходования выделенных средств;

  • Возлагает функции обеспечения безопасности на девелопера и проектные организации;
  • Может сформировать общие требования по некоторым аспектам безопасности.

2.


Девелопер


  • Непосредственно, проектирование и строительство комплекса (самостоятельно или с привлечением подрядных организаций);
  • Координация работы всех участников проектирования/строительства;
  • Согласование проекта в надзорных органах;

  • Подходит к вопросам безопасности с учетом собственного опыта;
  • Формирует общие требования к системам безопасности объекта (ТУ, ТЗ и т.п.);

3.


Проектные
организации


  • Проектирование объекта строительства от эскизного проекта до чертежей различных стадий;
  • Согласование проекта в надзорных органах;
  • Авторский надзор за строительством объекта;

  • Проектирование обязательных систем безопасности (ОПС, СП, СО);
  • Разработка специальных разделов проекта (ГО и ЧС);

4.


Управляющая
компания


  • Обеспечение бесперебойного функционирования объекта;
  • Снижение затрат на обслуживание объекта.

  • Формирование внутренней службы безопасности объекта;
  • Организация взаимодействия со сторонними СБ.

5.


Специализированные подрядные организации


  • Проектирование, монтаж и обслуживание технических систем безопасности, инженерных систем и коммуникаций;
  • Обеспечение физической безопасности объекта;

  • Разрабатывают технические системы безопасности на основании требований Заказчика (ТУ, ТЗ);

6.


Клиенты/заказчики


  • Использование инфраструктуры логистического комплекса для получения прибыли.

  • Обеспечение безопасности собственных процессов с использованием имеющихся средств.

В зависимости от того строится ли комплекс «под себя» или для сдачи в аренду роли участников процесса могут совмещаться. Например, девелопер может быть инвестором строительства, и иметь в своем составе проектную организацию.
В итоге мы видим, что вопросы обеспечения безопасности «размываются» между всеми участниками этого процесса. И если, например вопросам обеспечения технической безопасности еще уделяется какое-то внимание (обычно в рамках разработки ТЗ на разработку рабочей документации или в процессе согласования бюджетов), то вопросы экономической безопасности, целиком ложатся на плечи управляющей компании. Справедливо полагая, что вопросы экономической безопасности должны решаться профессионалами - управляющая компания передает их в службу безопасности комплекса (обычно руководителю Службы безопасности).
Проанализировав возможные риски и угрозы в области экономической безопасности, руководитель Службы безопасности понимает, что набор технических систем не обеспечивает должный уровень безопасности* и вместо систем X и Y, нужно было поставить интегрированную систему Z . Это сэкономило бы деньги и существенно расширило бы функциональность системы безопасности. Но время безвозвратно упущено - объект построен и оборудован системами технической безопасности.
А как известно инвесторы, не очень охотно выделяют деньги на дополнительное оборудование/мероприятия, когда объект уже построен и сдан в эксплуатацию.

Это конечно только один, из возможных вариантов развития событий, но из него можно сделать следующий вывод: при разработке Системы безопасности комплекса не было центрального, «объединяющего« элемента, который бы позволил всем участникам процесса придерживаться общих, согласованных направлений принципов в этом вопросе. Таким «объединяющим» элементом при разработке Системы безопасности и должен стать документ «Концепция безопасности логистического комплекса», описывающий основные принципы построения и развития Системы безопасности логистического комплекса.

Зачем нужна Концепция безопасности логистического комплекса.

Многие скажут, что она не нужна. Зачем платить деньги за «бумагу», когда на эту сумму можно купить некоторое количество камер, датчиков и прочих «атрибутов безопасности». И это будут материальные активы - измеримые и понятные. Так уж повелось в нашей стране, что процессам обеспечения безопасности придается второстепенное значение и «технологический» уклон.
Профессиональный подход к построению комплексных систем безопасности только начинает развиваться в нашей стране. Во многом, этому способствуют крупные иностранные инвесторы, вкладывающие деньги в строительство логистических центров и элементов транспортной инфраструктуры. Безопасность объектов для них сродни безопасности собственных капиталов и ей уделяется приоритетное значение. Более того, процессы и системы обеспечения безопасности интегрируются в целевые процессы компаний.
Попробуем сформулировать основные аргументы в пользу разработки Концепции безопасности. Концепция безопасности нужна чтобы:

  1. Сформировать общее видение (отношение) всех заинтересованных лиц к вопросам обеспечения безопасности объекта, как в настоящем, так и будущем с учетом стратегических целей компании;
  2. Сформировать оптимальный** комплекс систем безопасности с учетом наиболее вероятных рисков и угроз;
  3. Обеспечить согласование различных элементов Системы безопасности в рамках единой концепции;
  4. Обеспечить сокращение затрат на комплекс ТСБ (технических систем безопасности), за счет применения интегрированных элементов, синергии и т.п.;
  5. Задать параметры оценки эффективности будущей Системы безопасности;
  6. Документ «Концепция безопасности» может являться единой «базой знаний» компании по вопросам обеспечения безопасности и «сопровождать» объект от стадии проектирования до ввода в эксплуатацию и последующих трансформаций.
  7. Показать потенциальным инвесторам/покупателям профессиональное отношение к вопросам безопасности. Ведь для того, чтобы выгодно продать объект, надо доказать потенциальному покупателю, что Система безопасности объекта находится на должном уровне, и он защищен от всех возможных рисков и угроз. В этом случае концепция безопасности будет как раз тем документом, который позволит потенциальному инвестору/покупателю оценить качество проработки данного вопроса.

Когда необходимо начинать разрабатывать КБ

Заботится о безопасности будущего комплекса необходимо уже на стадии проектирования (на стадии принятия решения о строительстве, разработке ТТХ и эскизного проекта) когда определяется целевое назначение объекта.

Кто должен разрабатывать Концепцию безопасности

Если компания все же решила создавать Концепцию безопасности, то следующий вопрос, который ей придется решить - кому поручить её создание? Сделать своими силами или поручить работу специализированной компании имеющей подобный опыт? Для примера рассмотрим первый, «классический» вариант, когда компания (девелопер, управляющая компания) принимает решение разрабатывать концепцию своими силами. Обычно к такой работе в компании привлекаются высокооплачиваемые сотрудники или группа сотрудников, которые в ущерб основной деятельности начинают работу над Концепцией безопасности, не имея четкого плана и представления, что же все-таки в итоге должно получиться. В лучшем случае - изучается чужой, профильный опыт. Это могут быть поездки на объекты подобного класса, посещение профильных семинаров, поиск информации в специализированной литературе и Интернете.
И если руководство сказало - «надо», то рано или поздно Концепция будет создана. Её качество будет прямо пропорционально профессиональным навыкам и опыту членов проектной команды. И в итоге получается, что затраты компании на данную работу - значительны, а качество результата - не гарантировано.

Профессиональные компании используют другой подход и специализированные методики, которые гарантируют быстрый и качественный результат. Постоянно изучая лучший мировой опыт, они уже имеют готовые варианты устранения (минимизации) большей части рисков и угроз, которым должна противостоять Система безопасности. Остается ее «подогнать» под индивидуальные характеристики объекта защиты и обеспечить согласование на уровне целей и задач.
Еще одно преимущество профессиональных компаний - наличие т.н. «базы инцидентов», представляющей собой список реальных происшествий на логистических комплексах дополненный анализом причин и последствий данных инцидентов. Эта база позволяет выявить те элементы риска, которые очень трудно предсказать при «кабинетом» проектировании. Например, одним из «внутренних элементов риска» в системе экономической безопасности комплекса, являются водители погрузчиков. Стоимость товаров пришедших в негодность после неаккуратных «парковок» и маневров зачастую измеряется значительными суммами. Такое «знание» позволяет минимизировать данные потери путем корректировки кадровой*** политики компании.

Основные положения Концепции безопасности

На практике, мне несколько раз приходилось встречаться с документами, имеющими подобное название. В большей части они содержали детальное описание Технических систем безопасности в виде требований, основных функций и т.п. В лучшем случае, некоторые документы содержали некие общие характеристики, которые, без всякого сомнения, можно было присвоить любой системе безопасности.

Так что же все-таки должен содержать документ «Концепция безопасности логистического комплекса». Давайте попробуем вместе разобраться и для этого пройдемся по основным положениям/разделам документа.

  1. Цели и задачи Системы безопасности.
    Многие считают этот раздел формальным, не требующим глубокого осмысления. Я с этим в корне не согласен и вот почему. У каждого из рассмотренных нами участников процесса (таблица 1) - свои цели и задачи на каждом этапе построения Системы безопасности и в той или иной мере они должны быть отражены в данном разделе. Позвольте немного отойти от темы и привести небольшой пример. По опыту предыдущей работы мне неоднократно приходилось проводить тренинги-семинары по системе сбалансированных показателей (BSC). Одним из важнейших этапов разработки такой системы являлась определение и четкая формулировка целей. В этом процессе участвовали все топ-менеджеры и руководители функциональных подразделений компании, собравшиеся в одном большом зале. На практике оказывается не так просто определить цели и четко их сформулировать. В итоге, затратив значительное количество времени и под руководством консультантов, сотрудники компании все же построили вполне вменяемое "дерево целей", на базе которого и была построена система управления. А коллективный процесс выработки целей, позволил найти компромисс и в конечном итоге учесть интересы всех заинтересованных лиц. Аналогичная методика, с учетом специфики безопасности должна применяться при разработке этого раздела документа. Отличным помощником, при определении и формулировке целей Вам будут принципы SMART.

  2. Принципы организации и функционирования Системы безопасности.
    В данном разделе перечисляются и кратко описываются основные принципы организации и функционирования Системы безопасности. Это могут быть эффективность, непрерывность, законность, координация и управление и т.п.
    Следует помнить, что перечисленные принципы являются некими высокоуровневыми критериями оценки, всей Системы безопасности.

  3. Объекты защиты.
    Данный раздел должен дать ответ на вопрос - кого или что мы будем защищать. В рамках концепции объектами защиты могут быть выбраны: персонал, клиенты, финансовые средства и ТМЦ, имущество клиентов, информационные ресурсы, имидж компании и т.п.
    Следует помнить, что именно в этом разделе начинается плотная «привязка» Концепции безопасности к реальному объекту - логистическому комплексу. И в этом случае объектами защиты могут быть отдельные здания и сооружения, технологическое оборудование, целевые технологические процессы и т.п.

  4. Угрозы и риски.
    Этот раздел должен дать ответ на вопрос - от кого или чего мы будем защищать наши «объекты защиты». Он является одним из наиболее важных разделов документа, в значительной мере определяющий структуру будущей Системы безопасности. Ведь именно на основе ранжированных рисков и угроз, проектируется адекватная структура Системы безопасности. Разработка данного раздела - удел профессионалов с опытом работы в службах безопасности, аналитических структурах и т.п.
    На основании данных 3 и 4 раздела может быть построена т.н. «Матрица безопасности» показывающая взаимосвязь объектов защиты с возможными рисками и угрозами. В дальнейшем, она может быть использована для контроля полноты состава и структуры Системы безопасности. Т.е. каждой связи «объект защиты - риск/угроза» соответствует «нейтрализующая» функция в Системе безопасности.

  5. Состав и структура Системы безопасности.
    Предыдущие четыре раздела документа являются, несомненно, важными, но в рамках разработки всей Концепции их можно назвать «подготовительными». «Классическое» проектирование состава и структуры Системы безопасности производиться в два этапа. На первом этапе подсистемы выделяются на концептуальном уровне, например: подсистема экономической безопасности. На мой взгляд, это несколько затрудняет работу. Ведь каждая подсистема на таком уровне проектирования это совокупность технических, организационных и других средств. Поэтому, при наличии соответствующего опыта, можно ограничиться и одним этапом разработки - сразу спроектировать структуру Системы на уровне реальных подсистем/функциональных блоков.
    Следует заметить, что именно на данном этапе проектируется функциональная структура будущей Службы Безопасности комплекса. Логическая взаимосвязь между объектами защиты, рисками и угрозами и структурой системы безопасности приведена на рисунке 1.
    Объекты защиты
    рис.1 Объекты защиты.


  6. Принципы обеспечения безопасности основных производственных циклов.
    Состав и структура Системы безопасности, которую мы разработали в предыдущем разделе, является статической. Она представляет собой совокупность отдельных подсистем и показывает их взаимосвязь друг с другом. В свою очередь, работа логистического комплекса представляет собой совокупность целевых бизнес-процессов. В этом разделе мы должны показать, какие принципы и элементы нашей Системы обеспечат безопасность целевых процессов компании.


  7. Средства обеспечения безопасности.
    Чтобы решить любую задачу и достичь определенных целей, каждой системе нужны ресурсы. Перечень и характеристики этих ресурсов и приводятся в этом разделе. Именно здесь описываются требования к таким элементам Системы безопасности как физическая охрана, технические средства безопасности, средства информационной безопасности.


  8. Управление Системой безопасности.
    Как и любая другая система, Система Безопасности нуждается в управлении. Эффективное управление позволяет в целом повысить степень защищенности компании. В этом разделе мы должны сформировать структуру управления, т.е. понять какие организационные структуры будут принимать участие в управлении Системой безопасности, а также ответить на вопрос - кто будет выполнять основные функции управления (планирование/прогнозирование, организация, мотивация, контроль и др.). Хочется отметить, что в некоторых случаях в обеспечении безопасности логистического комплекса участвуют несколько компаний. Например: собственная (внутренняя) Служба безопасности, Службы безопасности арендаторов, а периметр может охранять еще одна структура. С учетом такого «конгломерата» вопросам координации и управления, должно быть уделено особое внимание. Это должно найти отражение в 5 и 6 разделе рассматриваемой Концепции безопасности.


  9. Принципы и направления взаимодействия с государственными структурами.
    Эффективное взаимодействие с государственными структурами (МВД, МЧС, ГО, другие по факторам влияния) является одним из важных факторов для обеспечения бесперебойной работы компании. Поэтому в документ должны быть включены основные направления и принципы взаимодействия с ними.


  10. Этапы создания и развития Системы безопасности.
    Так как создание и последующие развитие Системы безопасности является многоступенчатой задачей, в данном разделе выделяются ключевые этапы и формулируются наборы задач для каждого этапа. Следует добавить, что формулировка задач производится не в концептуальных, а в конкретных терминах. Например: разработать Устав Службы безопасности, сформировать информационно-аналитический отдел и т.п.


  11. Результаты, ожидаемые от реализации Концепции.
    Этот раздел в особых комментариях не нуждается. Он логически связан с первым разделом нашей Концепции. Если Вы помните, в самом начале статьи, в качестве одного из аргументов в пользу разработки Концепции безопасности мы определили, что необходимо задать параметры оценки Системы безопасности. Так вот, этот раздел является идеальным местом, чтобы поместить в нем методику оценки эффективности Системы безопасности.

    Следует заметить, что приведенная структура документа «Концепция безопасности» последовательна. Т.е. последовательность разработки разделов гарантирует связанность документа на концептуальном и логическом уровнях. В этой структуре полностью соблюдаются принципы разработки сложных систем - «от общего к частному, от целей к задачам, функциональная декомпозиция и т.п.».

Заключение

Приведенная в этой статье структура документа «Концепция безопасности» - не догма и может быть дополнена другими разделами, которые, по мнению разработчика, инвестора и/или с учетом специфики деятельности компании должны найти отражение в документе.
Наиболее важные разделы документа - 3,4,5,6, 7 и 8. Им надо уделить особое внимание, поручив данную работу профессионалам. От качества «проработки» этих разделов, зависит эффективность будущей Системы безопасности.

Еще раз хочется напомнить, что Концепция безопасности «привязана» к одному, конкретному объекту (группе объектов). Поэтому при «клонировании» ее на другие объекты с подобными характеристиками необходимо провести ее корректировку с учетом следующих факторов:

  • характеристика района размещения комплекса;
  • физическое расположение объектов на территории комплекса;
  • технологические процессы;
  • криминальная ситуация в регионе;
  • кадровая политика;
  • взаимодействие со сторонними организациями и государственными органами.

Взгляд в будущее

На смену «классическим» логистическим центрам, приходят Терминальные комплексы нового поколения, имеющие в своем составе не только специализированные автоматизированные складские помещения для хранения и переработки грузов, контейнерные терминалы, площадки для отстоя подвижного состава, но и широкий спектр объектов инфраструктуры различного назначения. Филиалы банков, таможенных служб, страховых компаний, магазины, бизнес-центры, пункты отдыха и питания предоставляют дополнительные услуги и интегрируются в единую инфраструктуру с целью повысить уровень обслуживания потенциальных клиентов. Создание Системы обеспечения безопасности подобных объектов, является сложной комплексной задачей. И начинать ее надо с разработки Концепции безопасности.

______________________________________________________
* - Экономическая безопасность более широкое понятие, характеризующие способность предприятия противостоять как внешним угрозам (например, недобросовестной конкуренции, экономическому шпионажу) так и внутренним рискам. Технические системы безопасности являются лишь одним из элементов обеспечивающих экономическую безопасность.
** - В данном случае имеется в виду отношение затраты/эффективность.
*** - Кадровая безопасность - один из элементов Системы безопасности. На практике реализуется комплексом организационных мер (отбор, обучение, мотивация).

Василий Гнатив,
директор аналитического департамента.

Вернуться к списку публикаций

 ©ЗАО "Айсес", 2017

+7 (495) 766-96-81